?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Лена опровергает Хомского*
ренессанс
logophilka
Уму непостижимо, конечно, как ребенок может выучить язык, как они понимают, что «чашка» значит «чашка», а не «вода в чашка», «эта синяя чашка», «рука, которая держит чашку» или «хочешь пить?». Некоторые вот даже во врожденную грамматику верят. Но дети таки понимают постепенно, и в Ленкином случае это видно: она так рано начала участвовать в общении, что часто ошибается. (Сашка намного дольше ждал, и у него таких недоразумений я не помню.) Ну вот, например:

Даю Ленке одуванчик, спрашиваю: а хочешь сама сорвать еще одуванчик?
Лена говорит «дя!» и старательно рвет одуванчик, который у нее уже в руке, на мелкие кусочки.
Я: да нет, Ленка, не так рвать! Собирать одуванчики, понимаешь?
Лена кивает и, так же старательно, пытается собрать из мелких кусочков цветок.

*педантам и лингвистам: да, я знаю, что Хомский не об этом:)
Tags:


  • 1
Да, одна из самых больших загадок, как они всё это делают. Это ж нужно иметь такие способности к систематизации, обобщению и т.д. И куда всё это девается потом (не у всех, но у многих)...
Моя старшая в год с небольшим учила язык - вот прям-таки сознательно учила по своей методике, как иностранный. Выбирала 2 каких нибудь предмета и поочерёдно на них показывала, заставляя меня их называть. Раз пятьдесят, пока не запомнит. Потом переключалась на другую пару, и т.д. Я тогда удивлялась, но не слишком, потому что сравнивать было не с чем. А теперь задним числом удивляюсь гораздо больше, потому что никто из младших, да и вообще из знакомых детей, так не делал.

И правда поразительно!

А Сашка немецкий учит куда более осознанно, чем это положено в пять без хвостика.

Очень задумчиво:

Похоже, Вы мне не оставляете выбора... :) Придется просто высунуть нос и подружиться. Ну, или по крайней мере, попробовать... :))))

Доброго Вам вечера.

Re: Очень задумчиво:

Ну раз уж придется:)

*zanuda mode on* чашку они понимают путем генерализации, когда слышат соответствующее слово в разных ситуациях (и, соответственно, вычленяют общий знаменатель). если называть синюю чашку чашкой, а красную - шачкой, ребенок так и запомнит. как эскимос (или кто там?) свои стопиццот названий снега разной степени сыпучести, талости и пр., не понимая, о каком таком стандартном снеге мы вообще говорим. *zanuda mode off*

твой рассказ о Ленкиных ошибках мне напоминает анекдот про собаку и шахматы :)) наверное, это завиздь.

Про эскимоса все неправда, почитай чудесную "Escimo Vocabulary Hoax". Очень хочется обо всем этом лично уже поболтать, и скоро да.

А мне другой анекдот про собаку вспоминается: а чо я, чо я? я сама обалдела! (Саша в этом возрасте не говорил ни слова, и мне казалось, что и не понимал)

ну, уела-уела с эскимосами! хрен тогда с ними, возьмем более близкое. вон, у русских тоддлеров на ногах то тапки, то ботинки, то сандалики, а у немецких что? прально, Schuhe! это уж не говоря о синем и голубом...

Да я сама люблю linguistic relativity как мать родную, просто вредничаю)

Ой, как замечательно! Лена тоже на Д. очень похожа.
Вот, это ему 2 года было:
Д. проснулся бодрый и полный сил, пытается поднять меня: встань, мол, утро, солнышко уже - ку-ку - выглянуло и т. д. Мне вставать не хочется, т. к. солнышко действительно едва выглянуло. Говорю: ну хорошо, только давай ещё немного с тобой вместе поваляемся. Денис на это с радостным энтузиазмом: да! давай! на полу!

Ужасно приятно, что где-то далеко такие параллельные дети! А сколько Д. сейчас?

Д. 8 лет, Н. 3. Мои года на два старше, правильно?

История чудесная!

Помню, года в два с половиной, я сочинила романс и распевала его. Он начинался так:
Кусты пропахли бельчатиной,
У псины пробил аппетит...

(дальнейшее не цитирую по причине заковыристости и необходимости длинного комментария).
Так вот, взрослые меня всё время спрашивали: "Что значит - пробил аппетит? Может быть, пропал?". Я сердилась и отвечала, что именно пробил.
Дело было не позднее 1983 г. А году этак в 1996 я с удивлением стала слышать от своим сверстников выражения типа "Меня на пирожные пробило". Причём раньше, когда мы были маленькие, никто так не говорил!

неисповедимы пути речи, да:)

  • 1